О ФАРФОРЕ.
Завод Гарднера.
Императорский фарфоровый завод, ориентированный на обслуживание нужд царского двора, хотя и получил в царствование Екатерины II разрешение производить изделия для широкой продажи, не мог обеспечить увеличивающийся спрос на художественный фарфор. В связи с этим возникла настоятельная необходимость расширения отечественной фарфоровой промышленности. Во второй половине XVIII века появляется ряд частных заводов - Волкова, Шкурина, Жадина, Гарднера и других. Но многие из них, не успев наладить производство, прекращали свое существование. Причины были разные: неумение преодолеть технические сложности фарфорового производства, отсутствие опытных специалистов, недостаток необходимых средств.
Единственным жизнеспособным производством оказался завод, основанный английским купцом Францем Гарднером в 1766 году в селе Вербилки Московской губернии. Благодаря Иоганну Миллеру, работавшему в начале 1760-х годов на Императорском фарфоровом заводе и знакомому с рецептурой фарфоровой массы Д. И. Виноградова, Франц Гарднер довольно быстро наладил работу.
Первоначальные Метки № 1 - 3 Франца Яковлевича Гарднера ставились на изделиях до 1770 года.
Став преемником традиций Императорского фарфорового завода, частный завод Гарднера оказал большое влияние на дальнейшее развитие русской фарфоровой промышленности.
В ранние годы своей деятельности завод Гарднера выпускал в основном копии изделий Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Но в 1778 - 1783 годах на заводе были выполнены четыре орденских сервиза - Андрея Первозванного, Александра Невского, Георгия Победоносца и Св. Владимира для приемов при дворе кавалеров этих орденов. Тарелки сервизов сделаны в виде листьев, распространенный прием в европейском фарфоре XVIII века, декор сервизов дополняют изображения орденов и орденских лент.
Метки № 4 - 6. От 1770 г. до начала XIX в. ставилась синяя подглазурная марка в виде французской G.
Метки № 7 - 10. Одновременно употреблялась марка в виде скрещенных мечей - имитация сакса.

Довольно своеобразное решение темы героики, прославления военного могущества России и победы над Турцией было найдено в чайном сервизе, созданном в 1775 году на заводе Гарднера талантливым художником И. Кестнером для подарка Екатерине II.
В отличие от парадного "Арабескового" сервиза (cм. Императорский Фарфоровый завод), созданного для больших торжественных приемов, сервиз Кестнера был предназначен для личного пользования императрицы. В связи с этим типичные для XVIII века иносказательные образы получили другой характер. Плоскость подноса послужила для изображения языком символов целого ряда событий русско-турецкой войны, совмещенных в одной композиции.
В конце XVIII века заводом Гарднера помимо скульптур, копировавших саксонские образцы, выпускались фигурки, изображающие русские типы. По сравнению со скульптурой Императорского завода фигурки Гарднера отличаются более свободной трактовкой и реалистичностью образов.

Патриотический подъем, вызванный победой в войне 1812 года, способствовал национальному подъему. Большой популярностью пользовались чашки с портретами героев Отечественной войны Кутузова, Дениса Давыдова, Багратиона, Сеславина и других. Портреты маршала Кутузова копировались в основном с известной гравюры Сальвадора Карделло, портрет атамана Платова с оригинала художника Ронбауэра. Использовались также гравюры И. Ческого, Киселева и многих других художников.
Подобные чашки выпускали многие заводы. Несмотря на это, у них много общих черт. Они все правильной цилиндрической формы, наиболее удобной для портретной живописи, портреты в овальных или прямоугольных медальонах помещены на противоположной от ручки стороне. Часто чашки украшались изображением военной символики. Портретные изображения выполнены в технике "гризайль", серой или коричневой краской. Помимо чашек с портретами героев войны на заводе Гарднера был сделан сервиз с карикатурами И. И. Теребенева, высмеивавших Наполеона, его армию и прославлявших народных героев. Нельзя не отметить виртуозное мастерство безымянного живописца, работавшего над сервизом, который сумел передать остроту сюжетов, сохранить повествовательность и умело скомпоновать композиции карикатур на всех предметах.

Метки № 11 - 15 ставились в 1800-1825 гг. Буква G вырождается в крючок синего цвета.
Метки № 16 и 17 Одновременно ставится надпись "Гарднер".

Тема идеализации жизни и быта русского крестьянства была свойственна и изделиям Гарднера. В 1810 - 1820-е годы завод выпустил серию фигур разносчиков и ремесленников по гравюрам "Волшебного фонаря" ("Волшебный фонарь, или Зрелище расхожих продавцов, мастеров и других простонародных промышленников, изображенных верной кистью в настоящем их наряде и представленных разговаривающими друг с другом, соответственно каждому лицу и званию"). Многочисленные варианты этих фигурок распространялись в большом количестве и во многом определили развитие фарфоровой пластики других заводов. Несмотря на несомненную идеализацию, фигурки обладают психологизмом, индивидуальностью, жизненной правдивостью образов. В 1830-е годы была выполнена вторая серия фигур по гравюрам "Волшебного фонаря", трактовка их не претерпела существенных перемен, изменялись лишь основания. Вместо гладких, простых по формам они стали круглыми с рельефным орнаментом в стиле рококо.
Развитие промышленности и науки не могли не сказаться на производстве фарфора середины и второй половины XIX в. Заметно увеличивается объем продукции действующих заводов Гарднера, Попова, появляется большое количество новых заводов.

Метка № 18. В 1825-1850 гг. ставилось вдавленное клеймо.

Частные заводы обеспечивали фарфором широкие слои населения. Конечно, завод Гарднера и другие не располагали такими специалистами и технологическими возможностями, какие были в распоряжении Императорского завода, тем не менее ассортимент частных заводов был достаточно разнообразным: делались различные сервизы, блюда, заварные чайники на подставках-грелках, подсвечники, корпуса для часов, всевозможные флаконы, так называемая трактирная посуда, жанровая скульптура, подарочные чашки и другие предметы обихода, для восточного рынка стали выпускать вещи в "восточном духе". Конкуренция заставила строго следить за новыми веяниями моды и незамедлительно реагировать на изменение покупательского спроса.
Начиная со второй трети XIX века в изделиях частных фарфоровых заводов происходят значительные стилистические изменения как в формообразовании, так и в декоре. Этот период отличается большим разнообразием форм, что особенно касается чашек и бокалов, которые имели восьмигранные, конусовидные, канелированные формы, а также стаканчика или бочонка. Вместе с тем долгое время сохранялась ампирная форма чашки на ножке, с высокой, сложно изогнутой ручкой. Многие изделия украшались рельефным узором.

Красная надглазурная Метка № 19 ставилась в 1850-1860 гг.
Черная или цветная Метка №20 ставилась на фаянсовых изделиях.

К концу XIX в. наблюдается постепенный спад в деятельности завода и в 1891 году он продается Кузнкцову.

Красная надглазурная Метка № 21 ставилось в 1860-1880 гг.
Метка № 22 пренажлежит второй половине XIX в.
Метка № 23 ставилась на изделиях в начале XX века.
Использованы материалы:
Марки фарфора, фаянса, майолики. Русские и иностранные. –  М., «Сварог и К», 1999
Русский фарфор. –  М., «Планета»,  1993.