О ФАРФОРЕ. |
---|
Завод Гарднера. |
Императорский фарфоровый завод, ориентированный на обслуживание нужд царского двора, хотя и получил в царствование Екатерины II разрешение производить изделия для широкой продажи, не мог обеспечить увеличивающийся спрос на художественный фарфор. В связи с этим возникла настоятельная необходимость расширения отечественной фарфоровой промышленности. Во второй половине XVIII века появляется ряд частных заводов - Волкова, Шкурина, Жадина, Гарднера и других. Но многие из них, не успев наладить производство, прекращали свое существование. Причины были разные: неумение преодолеть технические сложности фарфорового производства, отсутствие опытных специалистов, недостаток необходимых средств. Единственным жизнеспособным производством оказался завод, основанный английским купцом Францем Гарднером в 1766 году в селе Вербилки Московской губернии. Благодаря Иоганну Миллеру, работавшему в начале 1760-х годов на Императорском фарфоровом заводе и знакомому с рецептурой фарфоровой массы Д. И. Виноградова, Франц Гарднер довольно быстро наладил работу. |
|
Первоначальные Метки № 1 - 3 Франца Яковлевича Гарднера ставились на изделиях до 1770 года. | |
Став преемником традиций Императорского фарфорового завода, частный завод Гарднера оказал большое влияние на дальнейшее развитие русской фарфоровой промышленности. В ранние годы своей деятельности завод Гарднера выпускал в основном копии изделий Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Но в 1778 - 1783 годах на заводе были выполнены четыре орденских сервиза - Андрея Первозванного, Александра Невского, Георгия Победоносца и Св. Владимира для приемов при дворе кавалеров этих орденов. Тарелки сервизов сделаны в виде листьев, распространенный прием в европейском фарфоре XVIII века, декор сервизов дополняют изображения орденов и орденских лент. |
|
Метки № 4 - 6. От 1770 г. до начала XIX в. ставилась синяя подглазурная марка в виде французской G. | |
Метки № 7 - 10. Одновременно употреблялась марка в виде скрещенных мечей - имитация сакса. | |
Довольно своеобразное решение темы героики, прославления военного могущества России и победы над Турцией было найдено в чайном сервизе, созданном в 1775 году на заводе Гарднера талантливым художником И. Кестнером для подарка Екатерине II. Патриотический подъем, вызванный победой в войне 1812 года, способствовал национальному подъему. Большой популярностью пользовались чашки с портретами героев Отечественной войны Кутузова, Дениса Давыдова, Багратиона, Сеславина и других. Портреты маршала Кутузова копировались в основном с известной гравюры Сальвадора Карделло, портрет атамана Платова с оригинала художника Ронбауэра. Использовались также гравюры И. Ческого, Киселева и многих других художников. |
|
Метки № 11 - 15 ставились в 1800-1825 гг. Буква G вырождается в крючок синего цвета. | |
Метки № 16 и 17 Одновременно ставится надпись "Гарднер". | |
Тема идеализации жизни и быта русского крестьянства была свойственна и изделиям Гарднера. В 1810 - 1820-е годы завод выпустил серию фигур разносчиков и ремесленников по гравюрам "Волшебного фонаря" ("Волшебный фонарь, или Зрелище расхожих продавцов, мастеров и других простонародных промышленников, изображенных верной кистью в настоящем их наряде и представленных разговаривающими друг с другом, соответственно каждому лицу и званию"). Многочисленные варианты этих фигурок распространялись в большом количестве и во многом определили развитие фарфоровой пластики других заводов. Несмотря на несомненную идеализацию, фигурки обладают психологизмом, индивидуальностью, жизненной правдивостью образов. В 1830-е годы была выполнена вторая серия фигур по гравюрам "Волшебного фонаря", трактовка их не претерпела существенных перемен, изменялись лишь основания. Вместо гладких, простых по формам они стали круглыми с рельефным орнаментом в стиле рококо.
|
|
Метка № 18. В 1825-1850 гг. ставилось вдавленное клеймо. | |
Частные заводы обеспечивали фарфором широкие слои населения. Конечно, завод Гарднера и другие не располагали такими специалистами и технологическими возможностями, какие были в распоряжении Императорского завода, тем не менее ассортимент частных заводов был достаточно разнообразным: делались различные сервизы, блюда, заварные чайники на подставках-грелках, подсвечники, корпуса для часов, всевозможные флаконы, так называемая трактирная посуда, жанровая скульптура, подарочные чашки и другие предметы обихода, для восточного рынка стали выпускать вещи в "восточном духе". Конкуренция заставила строго следить за новыми веяниями моды и незамедлительно реагировать на изменение покупательского спроса. |
|
Красная надглазурная Метка № 19 ставилась в 1850-1860 гг. Черная или цветная Метка №20 ставилась на фаянсовых изделиях. |
|
К концу XIX в. наблюдается постепенный спад в деятельности завода и в 1891 году он продается Кузнкцову. |
|
Красная надглазурная Метка № 21 ставилось в 1860-1880 гг. | |
Метка № 22 пренажлежит второй половине XIX в. | |
Метка № 23 ставилась на изделиях в начале XX века. | |
Использованы материалы: Марки фарфора, фаянса, майолики. Русские и иностранные. М., «Сварог и К», 1999 Русский фарфор. М., «Планета», 1993. |