Купить новый Мерседес - Лукавто, продажа Mercedes. Салон в Москве.
О ФАРФОРЕ.
Марки завода А. Попова.

Возросшая и изданный в 1806 году "запретительный тариф" на ввоз заграничных изделий в Россию послужили дополнительным стимулом развития фарфоровой промышленности. В это время возникает целый ряд частных фарфоровых заводов, из которых наиболее значительными были завод А. Попова в селе Горбунове Дмитровского уезда Московской губернии.
После победы в войне 1812 г. большой популярностью стали пользоваться чашки с портретами героев Отечественной войны Кутузова, Дениса Давыдова, Сеславина и других. Портреты маршала Кутузова копировались в основном с известной гравюры Сальвадора Карделло, портрет атамана Платова с оригинала художника Ронбауэра. Использовались также гравюры И. Ческого, Киселева и многих других художников.
Подобные чашки выпускали завод Попова. Они правильной цилиндрической формы, наиболее удобной для портретной живописи, портреты в овальных или прямоугольных медальонах помещены на противоположной от ручки стороне. Часто чашки украшались изображением военной символики. Портретные изображения выполнены в технике "гризайль", серой или коричневой краской.
Тема идеализации жизни и быта русского крестьянства была свойственна изделиям 1810 - 1830-х годов. Выпускались серии фигур разносчиков и ремесленников по гравюрам "Волшебного фонаря" (на фабрике Гарднера, например). Многочисленные варианты этих фигурок распространялись в большом количестве и во многом определили развитие фарфоровой пластики других заводов. Несмотря на несомненную идеализацию, фигурки обладают психологизмом, индивидуальностью, жизненной правдивостью образов.
Завод Попова выпускал большое количество подобных скульптур, изображающих крестьян за различными занятиями. Все образы полны сельской идиллии.
Во второй трети XIX века в русском искусстве начинается постепенный распад основных принципов классицизма. Реакцией на каноничность классицизма явился интерес к стилям различных эпох - барокко, рококо, готики.

Частные заводы обеспечивали фарфором широкие слои населения. Конечно, заводы Гарднера, Попова, Корниловых и другие не располагали такими специалистами и технологическими возможностями, какие были в распоряжении Императорского завода, тем не менее ассортимент частных заводов был достаточно разнообразным: делались различные сервизы, блюда, заварные чайники на подставках-грелках, подсвечники, корпуса для часов, всевозможные флаконы, так называемая трактирная посуда, жанровая скульптура, подарочные чашки и другие предметы обихода. Конкуренция заставила строго следить за новыми веяниями моды и незамедлительно реагировать на изменение покупательского спроса.
Начиная со второй трети XIX века в изделиях частных фарфоровых заводов происходят значительные стилистические изменения как в формообразовании, так и в декоре. Этот период отличается большим разнообразием форм, что особенно касается чашек и бокалов, которые имели восьмигранные, конусовидные, канелированные формы, а также стаканчика или бочонка. Вместе с тем долгое время сохранялась ампирная форма чашки на ножке, с высокой, сложно изогнутой ручкой. Многие изделия украшались рельефным узором.
Длительный период занимали главенствующую роль в росписях фарфора частных заводов темы романтизма - это были лирические пейзажи, миниатюрные копии картин с историческими сюжетами, портреты, изображения народных игр и танцев, картинки экзотики Востока.
Постепенное разорение мелких фарфоровых мануфактур во второй половине XIX века, монополизация фарфоровой промышленности, коснулось и завода Попова - он был закрыт в 1875 году.

Метки завода А.Попова в с.Горбунове. Клеймо синее или вдавленное.
Использованы материалы:
Марки фарфора, фаянса, майолики. Русские и иностранные. –  М., «Сварог и К», 1999
Русский фарфор. –  М., «Планета»,  1993.